Более 12 млн россиян любят отдых в горах, при этом более 4,5 млн – горнолыжники. Сегодня безопасность этой категории туристов – в зоне риска. Курорты пересматривают вопросы оснащения трасс, в том числе и подъемников: западные бренды ушли, на замену есть варианты отечественных и азиатских производителей. Остается сделать верный выбор, ведь если российские курорты будут оснащены низкокачественным оборудованием, это может повлечь за собой аварии и трагедии.
С каждым годом все больше туристов делают выбор в пользу отдыха в России, рассказал на Дне Туризма на ВДНХ в феврале Дмитрий Чернышенко: сфера туризма занимает долю формирует 2,6% ВВП, а с учетом различных мер господдержки этот показатель может увеличиться до 4,5 % ВВП: «Правительство за последние годы увеличило финансирование туризма почти в 14 раз. На реализацию задач нацпроекта в 2021-2023 годах направлено свыше 150 млрд рублей средств федерального бюджета. Владимир Путин поручил ускорить реализацию проектов по развитию туристической инфраструктуры в стране».
При этом активный отдых на горных курортах становится в России все популярнее, и сейчас самый пик такого спортивного досуга: на ряде курортов сезон длится и до конца апреля. "Зимний сезон – это в первую очередь горнолыжный отдых. Потенциал развития таких курортов в нашей стране существенен. У нас сейчас на курортах отдыхают от 3 до 4% россиян, в то время как в тех же европейских странах до 17% населения. Это значит, что у нас большие планы», - отмечал глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Горнолыжка – на пике популярности
В стране действует уже 500 км горнолыжных трасс, и с каждым годом их протяженность становится больше: курорты увидели резкий скачок спроса на внутренний туризм, в том числе и в сфере горнолыжки, и активно этот спрос подпитывают. А значит – вкладываются и в инфраструктуру: появляются новые отели и другие места размещения, развивается территория, прилегающая к курортам. И конечно же, немалый вес в этих вложениях курортов в свои услуги занимает и само оборудование – трассы, подъемники, пушки, ратраки, прокат, словом, все, что должно обеспечить туристу прекрасное катание и высокий сервис.
Новые трассы работают в горах Пермского края, в Самарской области, на эту сферу туризма с интересом смотрит и Тверская область, и Хабаровский край. Резкий скачок в развитии сделал курорт Шерегеш в Кемеровской области: здесь планируют настоящий горный город-курорт, появится еще 200 км новых трасс! Кузбасс грозится стать меккой горнолыжного туризма в России. Но и Сочи и окрестности не отстают, Красная Поляна давно место паломничества для любителей горнолыжного отдыха. Становится все более популярным курорт Вудъявр в Мурманской области, и, безусловно, Эльбрус всегда ждет своих постоянных гостей. Второе дыхание открылось и у «Архыза», сюда едет все больше туристов, местные склоны очень комфортны для катания. А в рамках Дня Туризма на выставке «Россия» было также подписано соглашение: группа компаний «Мантера» закажет для курорта «Архыз» новое оборудование – свою систему канатных подъемников сюда поставит отечественная компания «РУСЛЕТ».
«Туризм становится локомотивом для развития других отраслей. И это не только транспорт, культура, общепит, это еще и закупки сложной машиностроительной продукции. Очень важно, что инвестиции идут не на закупку импортного оборудования, а на заказы для наших предприятий», – подчеркнул Максим Решетников на церемонии подписания этого соглашения. В Минэкономразвития убеждены, что импортозамещение поможет повысить уровень технологического суверенитета в сфере обеспечения работы туристического сектора, в том числе в горнолыжном туризме и оборудовании трасс.
С ветерком: надежность канатки становится главным вопросом безопасности на курорте
Заметим, что перед началом сезона, осенью 2023 года, глава Минэкономразвития попросил представителей регионов, где расположены крупнейшие курорты, сообщить о готовности инфраструктуры, трасс, подъемников. К безопасности отдыха россиян сегодня присматриваются и ведомства, и сами курорты. «Особое внимание – это обеспечение безопасности и на горнолыжных курортах, и в особенности всех вопросов, связанных с путешествиями в горы, с альпинизмом», - отмечал Михаил Решетников.
Представители и самой туристической сферы, и профильных ведомств уже не раз поднимали вопрос о том, что пора и на законодательном уровне решать вопрос снижения травмоопасности горнолыжных курортов. Год назад этот вопрос даже обсуждался на специальном Всероссийском совещании по безопасности горнолыжных комплексов, и одним из предложений было решить вопрос об ответственности за нарушение требований безопасности к горнолыжным трассам.
А сейчас ситуация еще более обострена, ведь европейские производители того же подъемного оборудования из-за санкций ушли из России. Кто их заменит? Европейские производители подъемников уже не обслуживают свои канатные дороги. А ими по-прежнему оснащены многие российские трассы. Перед курортами встает вопрос постепенной замены их на другое оборудование. Также надо чем-то оборудовать и новые трассы, и это нужно делать быстро: как мы видим, спрос на горнолыжный отдых растет на глазах, и курорты торопятся расширять свои возможности.
Как известно, самые быстрые - это китайцы, и они сейчас активно завоевывают российский рынок в разных сферах экономики. У монеты две стороны. С одной стороны, это важная поддержка для России, поворот к Азии, к сотрудничеству с государствами азиатского региона дает новые возможности. С другой – о минусах китайской экспансии в Россию говорили еще десятилетия назад. Причина проста: Китай умеет зарабатывать, но при этом не будет беречь ресурсы той страны, где зарабатывает. Это касается как природных богатств, так и технологий. Сейчас Китай готов прийти и в российский туризм, и построить нам свои канатные дороги. Однако эксперты замечают, что это может не дать нам того высокого качества, которое обеспечивали европейские бренды. «Мы знакомы с китайской производственной доктриной. В России канатная транспортная индустрия развивалась по европейским нормам безопасности. А в Китае они другие: пройти сертификацию по классу безопасности оборудования там проще, чем в Европе, и это о многом говорит. Кроме того, там сейчас используются технологии, которые применялись в Европе два производственных поколения назад. В Китае другие запросы и ожидания у туристов, другой уровень комфорта", — рассказал «Интерфаксу» генеральный директор компании «Руслет» Дмитрий Сидорович.
Из истории горнолыжных подъемников:
- Впервые буксировочный подъёмник создали в Германии - лыжников тянул наверх буксировочный трос на роликах, система работала от электродвигателя. Эту канатную дорогу запустили в феврале 1908 года. Позже патенты на ее производство были оформлены для таких стран как Австрия, Франция, Норвегия, Швеция, Швейцария.
- В США появился первый кресельный подъемник, это случилось в 1930-х годах.
- В Советском Союзе подъёмники первый буксировочный подъемник появился в 1954 году в Казахстане, и это стало новым этапом развития горнолыжного спорта в СССР.
Как показывает нам история, Китай не разрабатывал подъемники – китайские специалисты успешно анализировали и внедряли западные технологии. Да, несомненно, на хорошем уровне. Однако, как выше поясняет эксперт, у китайцев собственные требования безопасности, и они ниже и европейских, и российских. При этом у отечественных канаток как раз есть своя наработанная история, а нынешние российские производители канатных дорог основывают свою работу и на опыте и достижении предшественников, и внедряя собственные новшества. В итоге российские подъемники, как ожидается, не просто конкурентоспособны в отношении западных образцов, но даже могут превосходить их по качеству. А с учетом рекомендаций государства поддержать импортозамещение и в этой сфере, курортам, очевидно, стоит внимательно присмотреться к тому, что они выберут для своего оснащения.
И вопрос жизни и безопасности туристов тут должен стоять на первом месте. Например, китайский производитель канаток BMHRI интересуется российским рынком – но что он принесет на наши курорты? Скажем, недавно на китайском горнолыжном курорте на канатной дороге бренда BMHRI случилась авария из-за заклинивших механизмов. Допустить такие происшествия на российских трассах просто невозможно.
«Мы должны быть уверены в том, что предлагаем нашим туристам»
И конечно, к проблеме качества горнолыжной инфраструктуры не могут остаться равнодушны те, кто непосредственно и работает в этой сфере. Это и курорты, и туристические компании и агентства, продающие горнолыжные туры. Ведь на них в конечном счете лежит ответственность за удовольствие, комфорт и безопасность туристов. К ним придут или с благодарностью, или с жалобами или исками. Создавать себе же проблемы никто не хочет, деятельность курортов должна быть обеспечена надежным оборудованием.
«Сегодня мы наблюдаем взрывной рост внутреннего туризма, и в этом ключе, безусловно, хочется поддержать и коллег в нашей сфере – надо развивать не только сами российские курорты, но и российских производителей обслуживающей инфраструктуры», - поделился с нами координатор проекта горнолыжного курорта "Снегорка", депутат Магаданской областной думы Петр Голубовский. При этом, замечает он, важно и не уйти в монополизм, не загонять потребителя продукции в рамки – покупать только российское, не взирая ни на цену, ни на сроки поставки. Скажем, являясь также директором по развитию ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания», эксперт приводит такой пример: один корабль для рыбодобычи в Китае стоит в 3 раза дешевле, чем в России, и в России нет кадров и очередь на заказ строительства судов достигает 5-7 лет.
Если такая же ситуация будет и в производстве подъемников в России, то это будет сложно, - поясняет Петр Голубовский. Но выход есть! «Это лишь значит, что нам нужно разработать алгоритм, который приводил бы российского потребителя-инвестора делать выбор между китайским и российским – то есть не решать за него, но предоставить выбор, что брать. Выбрать ли дешевое азиатское оборудование (пусть даже и соответствующее нормам по безопасности), но обрекать себя на будущие проблемы с эксплуатацией такого оборудования, заменой деталей и так далее, либо - отдаться в руки российского промышленника и точно знать, что ты обеспечен стабильным сервисным обслуживанием, цена при этом может быть выше, но чуть-чуть, не в несколько раз – тогда в этом выборе будет логика. А в целом мы поддерживаем отечественных производителей и наш внутренний туризм: страна предоставляет все возможности для такого отдыха и для обеспечения его инфраструктуры».
И сегодня, действительно, горнолыжный отдых ждет россиян в таких местах, куда они раньше и не приезжали за таким отдыхом – а зря. «Например, наш Магадан дает возможность 9-месячной эксплуатации горнолыжных курортов, да еще и рядом с морем, что повышает их привлекательность, ни в какой Европе или в Китае такое никому и не снилось! – говорит Петр Голубовский. - Обилие горных ландшафтов позволяет оборудовать здесь трассы на много километров, для чего понадобятся качественные подъемники. И мы ждем именно качество – высокое, безальтернативное, соответствующее всем нормам безопасности, чтобы мы могли с уверенностью предлагать любителям горных лыж отдых на наших магаданских курортах».
Конечный потребитель (сами туристы-горнолыжники) пока, похоже, не успели погрузиться в проблему замены оборудования на курортах – это и понятно, ведь пока наши горы по прежнему обеспечены европейскими подъемниками, а вот когда начнется смена оборудования (или начнется оснащение новыми канатками новых трасс), уже будет о чем подумать, но может быть поздно. Вот почему курортам стоит заранее задуматься, в какое кресло или бугель сядет скоро их турист, а самим горнолыжникам более тщательно выбирать для себя место катания.
«Горнолыжники - особая каста, как серферы, нам нужны горы. Но у нас в стране не так давно вообще хоть что-то работает, чтобы кататься. При этом культуры безопасности на горнолыжке пока нет, и сами клиенты не сильно углубляются в детали оснащения курортов, - рассказала Юлия Борисенко, директор турагентства «Оазис». - Но при этом все горнолыжники (поскольку это направление развивалось все-таки изначально за рубежом и потом пришло к нам) уже привыкли к определенному уровню сервиса на курортах – сначала зарубежных, а потом и наших. Сейчас мы перестраиваемся и пока страдаем от отсутствия европейского уровня в плане après-ski (организации досуга на курорте кроме катания), уровня размещения, доступности к трассам, приспосабливаемся, как есть. Мои клиенты катаются на Архызе, Домбае, в Кирове, на Шерегеше и в Сочи. На мой вопрос о проблеме безопасности, связанной с уходом ведущих европейских производителей подъёмников, в основном Doppelmayer, они ответили, что обращают внимание, в том числе, на подъемники, но пока не сильно озадачиваются безопасностью. Что касается уровня безопасности, пока на всех курортах, даже в Кировске или Магнитогорске, установлены европейские подъёмники, но что с ними будет дальше, неясно».
В условиях борьбы за потребителя горнолыжного туристского продукта и конкуренции собственникам курорта придется принимать жесткие решения, компромиссы тут невозможны. И выбрать можно только такое оборудование, которое стопроцентно обеспечит курорт и его клиентов комфортом, надежностью и безопасностью.
➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости туризма от Турпрома в Google News или Google Discover: это свежие идеи для путешествий, туристические новости и подборки по распродажам туров и авиабилетов! Либо подпишитесь на канал туристических новостей на ЯНДЕКС.ДЗЕН или на PULSE.MAIL.RU. Также рекомендуем подписаться на наш Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom