Упоминание о карантинных ограничениях во время болезней можно обнаружить еще в средневековых трактатах. Среди указов и наставлений властей средневековых городов можно отыскать наставления по обязательной изоляции людей, заболевших проказой. Средневековая католическая церковь для борьбы с этим заболеванием обустраивала по всей Европе специальные колонии-лепрозории.
Само понятие «карантин» стало общеизвестным в связи с мировой эпидемией чумы (1346-1353) годов. Зародившись в Средней Азии, «Черная смерть» быстро распространилась по всему миру и «забрала с собой» более двухсот миллионов жизней. Только в одной Европе, начиная с 1347 года, от этой болезни приблизительно умерло порядка пятидесяти миллионов человек.
Название «карантин» произошло от венецианского quaranta giorni, что значит «сорок дней».
Чума пришла в Венецию в 1348 году. Прибывающие в порт города во время эпидемии торговые корабли, дабы не завезти заразу, должны были «выстаиваться» на рейде сорок дней, то есть пройти карантин. По прошествии данного срока, экипаж обследовался специально созданной комиссией врачей. Если болезнь не обнаруживалась, кораблю разрешалось пришвартоваться к берегу.
На находящемся в нескольких километрах от Венеции острове Лазаретто была создана карантинная зона с больницей и бараками, куда помещались уже заболевшие люди. Там же, на территории острова, хоронили умерших.
Предпринятые меры против эпидемии имели свой положительный результат, но тем не менее в Венеции от чумы умерло порядка ста сорока тысяч человек.
В 1377 году для прибывающих судов был объявлен тридцатидневный карантин в морском порту Рагуза, ныне хорватский город Дубровник, в связи с проявившимися вспышками чумы. Считалось, что такого срока достаточно для выявления болезни. Позднее, на всякий случай, срок карантина увеличили до сорока дней.
Настоящий подвиг совершили жители английской деревни Иэм. Чума пришла на их землю в 1665 году. Причиной заражения явились чумные блохи, находившиеся в письме, присланном из Лондона одному из жителей. В те времена в подобной ситуации люди нередко бежали из зараженной местности. Но жители Иэма дали клятву, что не покинут деревню, пока болезнь не отступит. Они сделали это, чтобы не явиться распространителями болезни по всей стране, хотя прекрасно понимали, что наверняка выживут немногие.
Иэмцы добровольно оставались в границах своего поселения. Еду им приносили жители окрестных населенных пунктов и оставляли на окраинах деревни. Взамен, мужественные Иэмцы оставляли деньги в специальных углублениях, заполненных уксусом. Считалось, что уксус обладает обеззараживающими свойствами.
Отважные жители Иэма не допустили распространения заразы, но заплатили за это высокую цену. По некоторым данным, из 344 жителей деревни в живых осталось лишь 77 человек.
Самой страшной в истории эпидемией гриппа мирового масштаба считается «испанка». Разразившись в 1918 году в Испании, заболевание быстро распространилось по всем континентам. Несмотря на введенные в странах мира карантины, быстро погасить распространение эпидемии не удалось. И хотя пандемия гриппа продолжалась недолго (полтора года), за это время по всему миру заразилось порядка 550 млн. человек и, по разным оценкам, до пятидесяти – ста миллионов человек умерло.
История карантинов в России
В четырнадцатом веке на Руси карантинные мероприятия были еще не установлены, а в качестве профилактики заражения чумой на дорогах, идущих из зараженных местностей повсеместно разжигались костры. Саму же эпидемию поэтично называли «моровое поветрие».
В начале семнадцатого века при Борисе Годунове, впервые во время «моровых поветрий» в западных странах, по границам Российского государства стали выставляться пограничные заставы. Всех въезжающих в страну, включая представителей дипломатии, помещали на карантин или разворачивали обратно.
В 1654 году, когда эпидемия чумы добралась до Москвы, случилось массовое бегство из города. Опустевший Кремль был закрыт. Заболевших поддерживали лишь священники, которые также подвергались заражению и многие умирали. В этих условиях государем Алексеем Михайловичем был издан указ, согласно которому на всех дорогах, ведущих в город, были выставлены заставы. При этом, в Москву никого не впускали, а из города никого не выпускали. Эти карантинные меры возымели действие, и чума в конце концов отступила.
К тому времени в России уже был создан Аптекарский приказ (государственный орган, контролирующий всю медицинскую область). Благодаря его противоэпидемическим указаниям, в те нелегкие годы удалось не допустить распространения эпидемии по всей стране.
Очередная эпидемия чумы 1771 года ознаменовалась людскими бунтами в Москве. Обезумевшие горожане громили выставленные заставы и кордоны и отказывались подчиняться установленным карантинным требованиям.
Для наведения порядка, в Москву были введены войска под командованием фаворита императрицы Екатерины II графа Орлова. По его распоряжению, в городе открывались новые больницы, строились бани, проводилась дезинфекция домов. Жалование докторам было увеличено, а город был разделен на участки, в каждом из которых велся тщательный учет всех заболевших. Граждане, добросовестно соблюдающие карантин и заболевшие, согласившиеся добровольно лечь в больницу, получали материальное вознаграждение. Вскоре эпидемия стала отступать.
В Советской России первая эпидемия гриппа 1918 года («испанка») из-за революционных событий и вовсе осталась «незамеченной». По некоторым данным, болезнь унесла с собой порядка трех миллионов жизней россиян.
Следующая эпидемия гриппа 1926-1927 годов пришла уже в СССР и была встречена во всеоружии. На тот период уже была создана мощная система здравоохранения ориентированная на то, что стране советов нужны здоровые строители коммунизма. Упор в борьбе с гриппом тогда ставился на неуклонное соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и карантинных требований. Сама медицина тогда не «оптимизировалась» как в нынешней России, наоборот укреплялась, чтобы быть всегда готовой к мобилизации, да и приоритеты были не выкачать из пациента побольше денег, как сейчас, а вылечить его и вернуть в строй здорового строителя коммунистического общества.
Карантин и знаменитости
Эпидемия холеры 1830 года застала А.С. Пушкина в его Болдинском имении в Нижегородской губернии. Приехав ненадолго по делам, поэту пришлось задержаться на карантине целых три месяца. Но несмотря на «заточение», в этот период Пушкин создал одни из лучших своих произведений: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», и др. В Болдино поэт дописал свой знаменитый роман «Евгений Онегин».
С той поры этот творческий период в жизни великого поэта стал именоваться как «Болдинская осень».
И по сегодняшний день карантин является самой действенной мерой в противостоянии эпидемиям. Как показывает практика, эффект в борьбе с инфекционными заболеваниями достигается лишь при строгом выполнении всех требований карантинных мероприятий. Поэтому, здесь на первый план выходят самодисциплина и сознательное отношение граждан.
➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости туризма от Турпрома в Google News: это свежие идеи для путешествий, туристические новости и подборки по распродажам туров и авиабилетов! Либо подпишитесь на канал туристических новостей на ЯНДЕКС.ДЗЕН.