
Турагентства заставят предъявлять клиентам «Жалобную книгу»
Очередной формальный метод борьбы за права туристов представили российские чиновники: в Госдуму внесен законопроект очередных поправок к Закону «О защите прав потребителей», согласно которому все предприятия, оказывающие услуги, должны будут иметь книгу отзывов и предложений на видном месте и предоставлять ее по первому требованию не только клиентам, но и любым заинтересованным лицам. Согласно оценке представителей турфирм, опрос которых провел Альянс Туристических Агентств (АТА) по просьбе редакции инфогруппы «ТУРПРОМ», мера эта не только бесполезна, но и вредна, т.к. лишь принесет дополнительные трудности всем участникам туристического рынка.
Что касается законопроекта, то он был внесен ещё 21 июня, а на этой неделе был рекомендован к рассмотрению Госдумой комитетом по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. В поправках отдельным пунктом прописана обязательность наличия книги отзывов и предложений при исполнении публичных договоров, которая «должна быть предоставлена исполнителем любому заинтересованному лицу по его требованию». Турагентства в разряд таких организаций, естественно, входят.
С точки зрения авторов законопроекта, книга должна иметь публичный характер. Согласно смыслу поправок, в случае их принятия книга отзывов и предложений в турагентстве должна будет предоставляться не только туристу, который уже воспользовался услугами турфирмы, но и любым заинтересованным лицам.
Эксперты в свою очередь подчеркивают, что данный законопроект лишь дублируют существующие правила: шестой пункт «Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» предусматривает, что исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. Это подтверждают и юристы. «Турагентство обязано иметь в свободном доступе «Книгу отзывов и предложений», это прямо прописано в п.6 «Правил оказания услуг по реализации туристского продукта». Более того, в соответствии с п.9 письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 №0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания», отсутствие такой книги или отказ в ее предоставлении потребителю может рассматриваться как нарушение права потребителя на информацию об исполнителе, что влечёт за собой привлечение к административной ответственности», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Владимир Казак, ведущий юрист Юридической компании Александра Байбородина.
Соответственно, по словам эксперта, отсутствие «жалобной книги» чревато ст.14.8 КоАП РФ: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от 5 до 10 тысяч рублей. Причём наличие этой книги, а также записей в ней с ответами турагентов, проверяется представителями Роспотребнадзора во время проведения проверок.
«Помимо «Книги отзывов и предложений» в свободном доступе для потребителя-туриста должна быть следующая информация и следующие документы, напоминают юристы:
- сведения о фирменном наименовании Турагентства;
- сведения о местонахождении Турагентства (юридический адрес);
- сведения о режиме работы Турагентства;
- ИНН и ОГРН для юр. лица, и ИНН и ОГРНИП для индивидуального предпринимателя;
- для туроператоров - копия «Свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров»;
- «Политика Организации в отношении обработки персональных данных».
- Закон РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. (в действующей редакции);
- Федеральный закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. (в действующей редакции);
- Постановление Правительства РФ №1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» от 09.10.2015 г. (в действующей редакции).
«Все эти документы турагентство должно предъявить по первому требованию потребителя-туриста», - подчеркнул Владимир Казак.
Соответственно, риски у турагентств в свете нового законопроекта не повышаются, однако предложение депутатов эксперты расценивают как бесполезное и даже вредное. «Такая форма уже давно есть, уголок потребителя уже есть во всех агентствах, и в нем представлена вся информация. В том числе и книга жалоб и предложений. Однако туристы не слишком часто обращают на неё внимание», - прокомментировала Наталия Осипова, исполнительный директор АТА. Также по просьбе редакции инфогруппы «ТУРПРОМ» свою точку зрения высказали руководители ряда ведущих турагентств и их сетей, которых опросила дирекция АТА. «ТУРПРОМ» приводит наиболее интересные цитаты экспертов:
- «В уголке потребителя и так должна быть такая книга. У нас лежит, но хоть бы кто на неё посмотрел, не говоря уже о том, чтобы написал. При этом у нас прошли 2 серьёзных суда, но и тут никому из туристов даже в голову не пришло что-либо писать в эту книгу. А даже если напишут – книгу и поменять не сложно».
- «На данный момент книга жалоб и предложений и так является доступной - её каждый турист может попросить. При этом в неё можно писать всё что угодно, включая совершенно необъективные претензии, что лишь может нанести вред деловой репутации компании».
- «Законопроект неактуальный. Более того, даже вредный, так как действующих проблем не решает, а лишь создает новые».
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
- Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
- Туристические новости в Facebook: https://www.facebook.com/tourprom.ru
- Туристические новости в ВКонтакте: https://vk.com/tourprom
- Туристические новости в Twitter: https://twitter.com/tourprom
- Туристические новости в Одноклассниках: https://ok.ru/tourprom
Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/