Вторую волну сокращения турагентств в регионах ждут осенью
Реальные цифры снижения количества турагентств за этот год, по данным представителей региональных сетей, составили больше средних 10-15% - спад доходил до 30%. Причем реальное сокращение было «завуалировано» уходом многих в работу на дому, с «возвращением» в начале летнего сезона. По прогнозам экспертов, очередное сокращение начнется к осени, причем в группе риска окажутся как работающие исключительно с европейским рынком – из-за введения «нового» шенгена, так и ориентированные на массовый «ширпотреб». Впрочем, цифры снижения, по прогнозам, будут меньше, скорей всего соответствуя заявленным.
«Бизнес турагентств и так низкорентабельный, а сейчас рентабельность стала еще ниже, так как туроператоры многим небольшим турагентствам снижают комиссию. Этот процесс идет уже порядка года, сейчас он еще усилился, так как туроператорский бизнес также теряет в рентабельности. В итоге те турагентства которые находятся в дорогой аренде, в неудобных местах, и просто малопрофессиональны этой зимой почувствовали отток клиентов», - оценил Алексан Мкртчян, директор сети турагентств «Розовый Слон», расположенной в городах юга России, в частности, Ростове и Краснодаре. Эта ситуация к зиме вызвала значительное сокращение численности турагентств. «Так, в Ростове из 400 агентств закрылось 100, в Краснодаре из 500 агентств, закрылось около 150, это порядка 25-30%», - оценил Алексан Мкртчян. Но большей частью, по словам эксперта, юрлица не закрылись, небольшие фирмы из двух-трех человек закрывали только офис, отправляя сотрудников в отпуска, тем более, что закон позволяет работать турагентствам буквально «на дому». «Естественно, когда в апреле курс начал расти, эти фирмы открылись снова», - дополнил Алексан Мкртчян.
«Число турагентств сократилась, и даже не на 10-15%, а побольше, часть турагентств ушла в работу на дому. Как правило, турагентства с «историей» и наработанной клиентской базой с рынка не уходят, они продолжают работу и пытаются удержать клиентов», - подтвердила Татьяна Евдокимова, гендиректор турагентства «Спутник-Гермес», Самара. Однако, по словам эксперта, ситуация сложная, так как это лето по сравнению с прошлым отличается низкой глубиной бронирования, в основном туристы бронируют туры за неделю-две до вылета. «При этом очень много туристов уехали в мае-июне, в июле-августе их значительно меньше, туристы воспользовались недорогими ценами мая-июня, а в более дорогой высокий сезон ехать решили не все», - дополнила Татьяна Евдокимова.
По прогнозам экспертов, осенью скорей всего турагентский рынок ожидают очередные сокращения. «По моим прогнозам резкого снижения не будет, так как эта зима будет намного мягче в смысле экономической ситуации: взлета доллара от 35 руб до 65-70, который был в прошлом году, не будет, однако рентабельность бизнеса не улучшится. В итоге снижение числа турагенств будет где-то на уровне 10-15%», - оценил Алексан Мкртчян. Причем скорей всего появятся новые «группы риска»: «В группе риска окажутся те, кто максимально работал на европейских направлениях, с появлением новых шенгенских виз, для которых требуются отпечатки пальцев, их поток клиентов еще сократится. Будут тяжело и тем, кто работал в основном на массовом ширпотребе, именно эта категория максимально пострадала от экономической ситуации», - оценила Татьяна Евдокимова. При этом по оценке эксперта, худшая стратегия в этих случаях – стремление выиграть «лишний» процент на сомнительных сделках. «Главное для турагентств сейчас – не пытаться выиграть копейку за счет ухода в интернет и бронирования при максимальной комиссии неизвестно как и у кого без гарантии. Если «выход» на сомнительные интернет-сделки будет контролироваться, в том числе туристическим сообществом – будет легче», - резюмировала Татьяна Евдокимова.
Автор: Ирина Архарова