Туристический рынок ожидает банкротства сразу нескольких авиакомпаний
19.09.2014  15:39 58704

Туристический рынок ожидает банкротства сразу нескольких авиакомпаний

Кризис в туротрасли пройдет «не в одиночестве» - эксперты, связанные с авиарынком, прогнозируют, что вскоре «компанию» обанкротившимся туроператорам могут составить и авиаперевозчики. Причем по предварительным прогнозам, рынок этой осенью покинет сразу несколько авиакомпаний (до десяти), и скорее всего, случится это в ближайшее время, примерно до октября. Основная причина – те же экономические проблемы на фоне острого падения спроса на европейских направлениях. Эксперты рекомендуют туристам и туроператорам «прислушиваться» к всплывающей об авиакомпаниях информации, так как «дыма без огня» обычно не бывает.

«По последним банкротствам туристического рынка можно увидеть такую картину: авиакомпании обижены на туроператоров и обижены финансово, они выставляют упущенную выгоду в счет иногда не существующих долгов. Причина – убытки, которые надо компенсировать любым способом», - кратко обрисовал картину эксперт, пожелавший остаться неназванным. Он отметил, что ситуация на рынке сейчас такова, что у многих авиакомпаний туроператоры являлись наиболее существенными и выгодными заказчиками, и процент чартерной перевозки был значителен. А после краха многих туроператоров немало авиакомпаний остались без существенной доли пассажиропотока.

При этом общее снижение спроса на выездном туррынке, в частности, на европейские направления, сказывается и на перевозке. «Авиакомпании оказались в сложном положении по тем же причинам, что и туроператоры – упавший курс рубля и санкционная истерия Запада против нашей страны. Всё это стало причиной отсутствия глубины продаж, а также существенного снижения спроса. Это не только касается российских авиакомпаний, европейские, работающие на российском рынке, также фиксируют падение пассажиропотока на уроне 20-30%», - рассказал собеседник. Большая часть авиаперевозчиков пока держится за счет слегка «подросшего» внутреннего российского рынка, однако этот рост оказался весьма относительным. «На август роста вообще не было, у некоторых авиакомпаний есть даже спад. В итоге мы входим в зиму на негативном прогнозе», - рассказал эксперт.

При этом у авиакомпаний есть и специфические сложности. «Раньше возникающие проблемы можно было решить кредитованием и овердрафтами, однако вследствие санкций у российских банков возможности уменьшились, и у них появился дефицит денег», - оценил ситуацию собеседник. Кроме того, практически все российские компании эксплуатируют западные самолеты, что заставляет их нести серьезные затраты собственных средств за лизинг «европейского авиахлама». Есть и более серьезная проблема: опыт «Добролета» показал, что в текущих условиях «завязшие» в лизинге авиакомпании можно обанкротить достаточно просто. Неудивительно, что и в глазах кредиторов надежность авиарынка падает, а значит получать новые кредиты становится всё сложнее.

Скорей всего, по прогнозам эксперта, попытка перевозчиков «выжать» средства из турбизнеса, отсрочки для авиаотрасли не даст. «Со следующей недели и до конца октября тема банкротств на рынке продолжится банкротством авиакомпаний. Как минимум несколько авиакомпаний будут вынуждены уйти с рынка», - отмечает собеседник. Туристам, равно как и представителям турбизнеса в данной ситуации эксперт советует быть бдительнее и проверять «всплывающую» информацию о каждой авиакомпании особенно тщательно - «как говорится, шила в мешке не утаишь». Впрочем, не всякое заявление об «оптимизации» можно рассматривать как сигнал краха.

«Если сохранять осторожный оптимизм, можно сказать, что путь оптимизации и управления рисками – единственно правильный. Те авиакомпании, которые переживали кризис 1998 и 2008 годов, это запомнили», - сообщает эксперт. Напомним, что эти кризисы достаточно тяжело прошлись по российскому авиарынку, в частности, с рынка ушли такие авиакомпании как «SkyExpress», «Авианова», а также крайне востребованные турбизнесом «Калининградские Авиалинии», предлагавшие перелет практически во все города Европы из всех миллионников России через свой хаб в Калининграде.

Кстати, первой авиакомпанией, публично заявившей этой осенью о введении антикризисных мер стала «ЮТэйр» (именно этот перевозчик упоминался в прессе в связи с крахом «Южного Креста»). В начале недели перевозчик сообщил, что сокращение только управленческого персонала в ближайшее время достигнет 30%; также будут ликвидированы некоторые представительства авиакомпании, сокращение затронет и технологических сектор. Об оптимизации полетных программ ничего не говорится, но это не исключено.

Скорее всего, жестко «оптимизироваться» придется и авиакомпании, упоминавшейся в большинстве скандалов, связанных с последними банкротства на туристическом рынке – «Оренбургскими Авиалиниями». Помимо того, что банкротство «Лабиринта» лишило перевозчика клиентуры из регионов, туррынок в целом крайне «неодобрительно» оценил позицию самой авиакомпании. «Можно отчетливо наблюдать, что доверие рынка, а также туристов к этой авиакомпании за последнее время значительно снизилось - летать рейсами «Оренбургских» туристы сейчас не хотят. Такой негативный шлейф после массовых банкротств перевозчику придется преодолевать очень долго», - резюмировал эксперт.

Автор: Ирина Архарова Ирина Архарова

Подписаться на новости