Спустя год после Евро-2012: въездной турпоток не оправдал надежды украинского турбизнеса
В начале августа украинское правительство утвердило концепцию развития туризма и курортов до 2022 года. А до конца текущего года Государственное агентство по туризму и курортам должно разработать целевую программу развития туризма. Согласно этим планам, которые более чем амбициозны, до 2022 года Украина должна увеличить число туристов до 50 миллионов в год и создать до 1 миллиона рабочих мест в туристической отрасли. При этом чиновники особо надеялись на эффект от проведенного в прошлом году на Украине чемпионата Европы по футболу. Тогда Украина действительно попала на верхние позиции в международных туристических рейтингах, однако в полной мере эффектом от «Евро-2012» туристические власти страны так и не смогли воспользоваться, отмечает немецкая Deutsche Welle.
По данным UNWTO в прошлом году Украину посетило примерно 23 миллиона туристов, которые потратили там около 4.8 миллиарда долларов. Впрочем, в эту статистику попали далеко не только туристы. «23 миллиона - это общее число иностранцев, которые пересекли государственную границу Украины в прошлом году. Не все они являются туристами. Многие иностранцы приезжают к родственникам, едут по работе, на учебу, на культурные или спортивные мероприятия, с религиозной целью или же проезжают транзитом. Вряд ли их можно считать туристами», - сообщил изданию президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ) Александр Новиковский. Согласно подсчетам АЛТУ, «настоящих» туристов на Украину приехало в прошлом году всего 1.5 миллиона.
К странам, чьи граждане любят ездить на Украину в качестве туристов, относится и Германия: по данным АЛТУ Украину в прошлом году посетило 286 тысяч немцев. Однако прошлогодний высокий турпоток в этом сезоне неуклонное падает. «15-дневную поездку туда мы позиционируем как нишевый продукт и, как правило, организовываем 3-4 тура в год для групп до 20 туристов. В 2012 году туры на Украину были полностью раскуплены. Но сейчас интерес несколько упал, поэтому две поездки пришлось отменить - не набралось достаточное количество желающих», - рассказала Deutsche Welle Сабине Дик (Sabine Dick), менеджер одного из кельнских турагентств. По данным собеседника, украинский маршрут привлекает туристов тем, что гражданам ЕС не нужна украинская виза, а авиаперелет из немецких городов в украинскую столицу занимает в среднем два с половиной часа. Наиболее привлекательными украинскими городами, подчеркивают в турагентстве, считают Львов, Одессу, Киев и Ялту (подробный путеводитель выходного дня по Киеву и путеводитель по Львову на уикенд смотри в Туропедии).
Однако туры на Украину крайне дороги. Так, за 15-дневный тур по Украине немецкому туристу придется заплатить как минимум 1'795 евро. За эти деньги он может комфортно отдохнуть, например, на Кубе или в Таиланде. А отпуск в Греции или Испании обойдется ещё дешевле. Сабине Дик считает, что высокие цены - еще одна причина, из-за которой падает спрос на поездки на Украину.
Впрочем, главный поставщик туристов на Украину – Россия, свой турпоток не только не снижает, а даже увеличивает. Правда, в отличие от немцев, российские туристы, прежде всего, едут на крымские курорты, и лишь в значительно меньшей мере – в экскурсионные туры по украинским городам.
Действительно, крымское направление в сезоне 2013 позволяет туроператорам надеяться на стабильный рост, цифры которого колеблются у разных экспертов турбизнеса от 10 до 30%. Несмотря на некоторый рост гривны относительно рубля, направление всё равно выигрывает у Краснодарского края по количеству объектов бюджетного размещения, интересных для российского туриста. Тем не менее, удорожание туров привело к небольшому провалу в июне-июле, однако к августу ситуация со спросом стабилизировалась. «В целом сезон по Крыму идет достаточно хорошо, по нашей статистике на июнь зафиксирован 5% рост уже по заехавшим туристам, и это хорошо, т.к. по оценкам ВЦИОМ роста турпотока по этому направлению вообще не ожидалось. По итогам июля мы рассчитываем на 8% рост, в целом за сезон - где-то на 10%», - ранее прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». По оценкам эксперта, подъем курса гривны не привел к каким-либо серьезным изменениям в спросе, т.к. в среднем стоимость размещения в гостиницах Крыма увеличилась примерно на 5%, что туристы практически не заметили.
«Рост цен за счет роста гривны привел сначала к некоторому снижению спроса, примерно на 10%, однако уже в начале июля спрос выровнялся», - сообщила Оксана Булах, коммерческий директор туроператора «Алеан». По прогнозам эксперта, общий рост количества российских туристов, отдохнувших в этом сезоне в Крыму, окажется серьезным – примерно на уровне 30%, причем глубина продаж на данный момент достигает октября. «В целом цены на гостиницы Крыма дешевле цен Краснодарского края примерно на 20-30%. Крым получается более доступным направлением за счет более бюджетных мест размещения и их большего количества, что привлекательно для многих туристов», - дополнила Оксана Булах. По её словам, по спросу в Крыму традиционно лидирует Большая Ялта, за ней – Западный берег Крыма, затем Восточный, а также Большая Алушта.
«По востребованности на первом месте у нас Восточный берег, потом Южный и Западный», - сообщила Алена Загорец, руководитель крымского направления туроператора «Мультитур». По размещению же картина примерно такая же: в среднем туристы предпочитают качественный отдых среднего звена, т.е. хорошие «трешки». «Гривна выросла, и цены пришлось скорректировать еще в июне», - подтвердила Алена Загорец. При этом туроператор предложил своим туристам новые варианты перевозки из-за чрезмерного «аппетита» железнодорожников, причём как российских, так и украинских. «Мы решаем проблему недешевой перевозки. В частности, в этом сезоне открыли авиатуры из Москвы на крыльях Onix, также предлагаем автобусные туры в Крым», - прокомментировала Алена Загорец. По статистике «Мультитура» Крым в этом году показывает рост – примерно на 18% по сравнению с прошлым сезоном.
Автор: