Главная / Страны / Нигерия / История Нигерии

 История Нигерии


Нигерия с древнейших времен. Многие из современных народов Нигерии мигрировали на ее территорию с севера 4 тыс. лет назад. Приблизительно к 2000 до н.э. большинство автохтонного населения переняло от пришельцев некоторые навыки земледелия и одомашнивания животных. Переход к оседлому сельскому хозяйству повлек за собой создание постоянных поселений, служивших защитой от внешних врагов. Именно в таких селениях жили создатели датируемой 2000 до н.э. культуры Нок. Многочисленные свидетельства, обнаруженные на территории Севера, позволяют сделать вывод, что люди культуры Нок были знакомы с технологией выплавки и обработки олова и железа. Эти навыки позволили им не только революционизировать сельскохозяйственное производство, но и приступить к изготовлению оружия, с помощью которого завоевывались территории и создавались более крупные политические образования.

Государственные образования зоны саванны. Первым крупным централизованным государством на территории Северной Нигерии был Канем-Борну, возникновение которого относится к концу 8 в. н.э. Первоначально оно располагалось вне современной Нигерии к северу от оз. Чад, но затем быстро расширило свои границы к югу на территорию Борну. К 13 в. о Канеме-Борну знали в Египте, Тунисе и Феццане. Основу благосостояния государства составляла его посредническая роль в транссахарской торговле солью, бусами, тканями, мечами, лошадьми и европейскими товарами из Северной Африки, которые обменивались на слоновую кость и рабов. Расположенные к западу государства Кацина и Кано, конкуренты Канем-Борну в транссахарской торговле, являлись наиболее значительными из семи государств хауса, возникших в разное время в начале II тысячелетия н.э. Другие государства хауса — Даура, Гобир, Рано, Бирам и Зария, последнее было крупным поставщиком рабов. Несмотря на легенду о происхождении от одного предка и схожести культурных традиций, государства хауса развивались автономно и порой даже враждовали друг с другом. Кано и бóльшая часть востока хаусанских земель являлись данниками Канема-Борну.

И в Канеме-Борну, и в государствах хауса существовала хорошо отлаженная система государственного управления, население исправно платило налоги, имелась постоянная армия, ударную силу которой составляла конница. К 15 в. в государствах этого региона укрепился ислам, привнесенный сюда через пустыню торговцами-мусульманами. Начиная с 12 в. все маи, правители Борну, были мусульманами. Влияние ислама в государствах хауса сказалось на системе управления и судопроизводства, а также способствовало созданию мусульманской элиты.

В первые два десятилетия 16 в. великая империя Сонгай, которая стремилась установить контроль над всеми государствами хауса, обратила в своих данников Кано и Кацину. В 1516-1517 вассал сонгайцев Канта, правитель Кебби, после нападения на государство Аир провозгласил себя суверенным правителем и подчинил себе все земли хауса. Это стало причиной конфликта Канты с правителем Борну, и он дважды нанес поражение армии Борну. После смерти Канты в 1526 союз государств хауса распался, и угроза западным границам Борну исчезла.

Приблизительно в 1483, после двух столетий внутренних междоусобиц, столица Канема-Борну была перенесена в Нгазаргаму на территории современной Нигерии. В 16 в. Канем-Борну укрепил свои позиции и после развала империи Сонгай в результате вторжения в 1591 марокканских войск стал самым мощным государством Западного Судана. Апогей развития этого государства пришелся на период правления маи Идриса Алумы (ум. в 1617), известного как реформатора ислама и искусного военачальника.

Разобщенность государств хауса сохранялась на протяжении 16-17 вв. В этот период их основными соперниками были расположенные к югу государства Нупе, Боргу и Кворорофа.

Государственные образования лесной зоны. В южной части современной Нигерии процветали две великие империи, Ойо и Бенин. Государственный аппарат этих империй был столь же развит и хорошо отлажен, как и у государств Севера, но леса затрудняли контакты с внешним миром, а лошадей нельзя было использовать из-за мухи це-це.

Основатели правивших в Ойо и Бенине династий были выходцами из Ифе, ставшего всемирно известным благодаря обнаруженным на его территории бронзовым и терракотовым изделиям. Бенин уже существовал как государственное образование, когда его правители пригласили на царство принца Ифе Ораньяна, который стал основателем династии королей Бенина. Столкнувшись с трудностями в управлении Бенином, Ораньян передал власть своему сыну, рожденному в браке с бенинкой, а сам обосновался в Ойо.

К 17 в. правителям Ойо удалось установить контроль над большей частью йоруба и Дагомеей. Власть алафина, правителя Ойо, находилась в прямой зависимости от боеспособности многочисленной регулярной армии. Подчиненными Ойо государствами управляли местные правители, которых контролировал постоянный представитель алафина. В 18 в. Ойо столкнулось с проблемой сохранения своей власти над государствами-вассалами, в первую очередь Дагомеей. Ситуация осложнялась внутренней борьбой за власть, которая велась между алафином и его советом во главе с башоруном.

Ойо стремился к расширению своего влияния в западном направлении, а царей Бенина интересовали районы к югу и востоку от р. Нигер. В конце 15 в., когда здесь побывал португальский исследователь д’Авейро (1486), Бенин находился в зените своего могущества. Государство располагало сложно организованным аппаратом управления, многочисленной регулярной армией и высокоразвитым искусством бронзового литья. Португальцы начали торговые отношения с Бенином с закупок перца, но вскоре переключились на торговлю рабами. На долгое время рабы стали объектом купли-продажи в Бенине и на остальной части побережья.

Работорговля. Бенин располагал всем необходимым для работорговли. Его армия завоевывала соседние народы, а пленники продавались европейским работорговцам. До начала работорговли в восточной части побережья не существовало централизованных государств. Немногочисленные общины рыболовов иджо, промышлявшие в протоках дельты Нигера, поставляли ибо и ибибио внутренних районов соль и сушеную рыбу в обмен на овощи и орудия труда. Однако в период работорговли некоторые из рыбацких поселений превратились в небольшие города-государства. В основе процветания государства Бонни, Новый Калабар и Окрика лежал обмен привозных европейских товаров — тканей, изделий из металла, инструментов, дешевой соли, которая использовалась в кораблях в качестве балласта, и сушеной рыбы из Норвегии — на рабов и овощи из внутренних районов. Еще дальше к востоку, в верховьях р.Кросс, эфик для удобства торговли с европейцами создали союз городов, известный под названием Старый Калабар.

Главным поставщиком рабов была аро, одна из групп народа ибо. Используя свой контроль над вызывающим всеобщий ужас оракулом Аро-Чукву, аро могли свободно перемещаться по всей территории, населенной ибо, а другие ибо не чувствовали себя в безопасности за пределами родной деревни или союза деревень. Поставив торговлю под свой контроль и получив доступ к европейским товарам, аро укрепили свои позиции в качестве жрецов-торговцев. Рабы поступали не только из ближних внутренних районов, но и из районов вниз по течению Нигера и Бенуэ. Африканцы распоряжались рабами вплоть до момента их доставки на побережье, где их продавали европейским работорговцам.

Нигерия в 19 в. Два события первого десятилетия 19 в., одно внутреннее, другое внешнее, изменили ситуацию в Нигерии. В 1807 Великобритания запретила работорговлю. В 1804 Осман дан Фодио начал в хаусанских землях джихад, священную войну. Дан Фодио, в отличие от фульбе-кочевников, жил в городе, был правоверным богословом и со временем стал выступать с критикой неправильного, по его мнению, применения норм ислама. После того как в 1804 правитель Гобира стал преследовать Османа дан Фодио и его последователей за их реформаторские идеи, последний объявил джихад против хаусанских правителей. Осман дан Фодио опирался на угнетенных крестьян хауса и кочевников фульбе. Когда он умер, его сторонники завоевали почти все земли хауса, и традиционные правящие династии хаусанских государств были низложены. Его сын Белло стал первым халифом халифата Сокото, который продолжал расширяться на юг. Использовав внутренние распри в империи Ойо, Сокото захватил часть ее территории. Главным препятствием на пути территориальной экспансии Сокото стало государство Борну, где правил реформатор аль-Канеми, который после 1811 успешно отражал все вторжения фульбе. Реформация ислама стала определяющим фактором укрепления империи фульбе, и в 19 в., в период фульбского господства в Северной Нигерии, там наступил невиданный в истории Западного Судана расцвет мусульманской культуры.

Запрещение работорговли Великобританией, дотоле самого крупного покупателя рабов на западноафриканском побережье, и использование британских кораблей в борьбе с работорговцами отнюдь не привело к прекращению вывоза рабов. Если государства дельты Нигера и население их внутренних районов переключились на торговлю пальмовым маслом, то результатом завоеваний фульбе и внутренних столкновений в йорубских землях было появление значительного числа рабов. Одним из основных рынков торговли этими рабами был Лагос, и Великобритания в 1861 захватила этот остров. К 1884 британская Национальная африканская компания установила почти полную монополию на торговлю пальмовым маслом в долине Нигера, а британские миссионеры, воспитатели будущей нигерийской элиты, обосновались в Южной Нигерии. Британские консулы вмешивались в междоусобицы в районе дельты Нигера, британские войска периодически направлялись в земли йоруба для прекращения внутренних столкновений. На Берлинской конференции 1884-1885 Великобритания потребовала признать ее право на территорию современной Нигерии. Во многом это стало возможным благодаря энергичным действиям главы Национальной африканской компании Джорджа Голди, сумевшего заключить с местными правителями ряд выгодных для Великобритании договоров. Несколько позже возглавив привилегированную Королевскую нигерскую компанию (КНК), Голди получил королевскую хартию на управление новыми территориями.

В 1885-1904 Великобритания установила контроль над большей частью Нигерии. Значительная часть земель йоруба, ослабленных междоусобными войнами, были присоединены к колонии Лагос. Находившиеся вне пределов администрации КНК области на юго-востоке были захвачены властями Протектората нигерского побережья. Часто такие захваты осуществлялись при помощи военной силы, примером может служить оккупация Бенина в 1896.

В сферу управления Королевской нигерской компании попал и халифат Сокото, но Голди сумел захватить только Нупе и Илорин. Затем КНК была втянута в территориальные споры с Францией. Поскольку ее монопольное положение и политика вызывали резкое недовольство европейских и африканских торговцев, в 1900 правительство Великобритании лишило КНК королевской хартии. Выполнение задачи захвата Северной Нигерии было поручено Фредерику Лугарду. Превосходство в вооружении позволило ему относительно легко завоевать обширную империю фульбе. В 1903 капитулировала столица халифата Сокото, халиф бежал на восток. К 1906 Великобритания контролировала всю территорию современной Нигерии.

Нигерия под британским правлением. В Северной Нигерии Лугард ввел систему косвенного управления, т. е. использовал в колониальном управлении местную правящую знать, т.н. "туземные власти". В их обязанность входил сбор налогов, при этом часть собранных средств шла на финансирование самих "туземных властей". В 1914 протектораты Северная Нигерия и Южная Нигерия были объединены в одну административную единицу в целях создания единой системы железных дорог и перераспределения средств в пользу Севера.

Объединение двух протекторатов не сблизило Южную и Северную Нигерию, поскольку там по-прежнему продолжали действовать две независимые друг от друга администрации, работу которых координировал губернатор Нигерии, руководивший несколькими общенигерийскими департаментами. В годы Первой мировой войны система косвенного управления была распространена на Западную Нигерию. На территории Восточной Нигерии она была введена в 1929, после волнений в Абе, когда англичане осознали ошибочность управления через назначенных вождей, не связанных с системой традиционной власти.

За исключением созданного в 1922 Законодательного совета Южной Нигерии, в состав которого выбирались четыре представителя местного населения, в Нигерии не было выборных органов власти. Такая ситуация сохранялась до 1946, когда была введена первая из трех конституций, предшествовавших независимости Нигерии. К этому времени значительные успехи были достигнуты в развитии экономики колонии. Процветала экспортно-импортная торговля, которую почти полностью контролировали европейские торговые компании и ливанские торговцы. Железные дороги связали Лагос и Порт-Харкорт с Севером, сеть автодорог пролегла между Востоком и Западом и между Севером и Югом, значительные объемы арахиса перевозились водным транспортом по Нигеру и Бенуэ. В Европу экспортировались пальмовое масло, арахис, олово, хлопок, какао-бобы и древесина. Происходил процесс становления нигерийского освободительного движения, чему во многом способствовали открывшиеся для нигерийцев возможности побывать за рубежом и увидеть мир собственными глазами, а также усилившиеся в период Второй мировой войны антиколониальные настроения. Нигерийские политические деятели требовали не только ускорения экономического развития страны, но и предоставления им больших возможностей для участия в управлении. Оба эти требования нашли понимание у Великобритании.

В 1947 метрополия выделила ассигнования на реализацию десятилетнего плана экономического развития Нигерии, а в 1946 вступила в силу конституция Нигерии. Конституция стала объектом критики со стороны нигерийских политиков антиколониальной ориентации, справедливо усмотревших в создании отдельных Законодательных советов для Севера, Запада и Востока намерение сохранить раздробленность Нигерии. Критике был подвергнут и порядок отбора членов региональных законодательных советов, где большинство было гарантировано представителям "туземных властей".

Новая конституция 1951 сохраняла принцип региональных законодательных советов, но предусматривала выборность их членов. Британская политика регионализации способствовала возникновению регионально-этнических политических партий. Возглавляемый Ннамди Азикиве Национальный совет Нигерии и Камеруна (НСНК) выступал с общенигерийских позиций, но опирался главным образом на ибо Восточной Нигерии. Среди йоруба, основного народа Западной Нигерии, популярностью пользовалась Группа действия (ГД). На Севере вне конкуренции был Северный народный конгресс (СНК). После отмены в 1952 не продержавшейся и года конституции представители всех трех основных политических партий Нигерии разработали конституцию 1954, которая усилила позиции регионов. После внесения некоторых поправок именно эта конституция стала основным документом, в соответствии с которым 1 октября 1960 Нигерия стала независимым государством, а в 1963 была провозглашена республикой.

Нигерия после провозглашения независимости. Первое правительство независимой Нигерии основывалось на коалиции партий НСНК и СНК, премьер-министром стал представитель СНК Абубакар Тафава Балева. После провозглашения в 1963 Нигерии республикой пост президента занял Азикиве. Оппозиция была представлена Группой действия во главе с Обафеми Аволово. Региональные правительства возглавили: на Севере — лидер СНК Ахмаду Белло, на Западе — С.Акинтола из Группы действия и на Востоке — представитель НСНК М.Окпара. В 1963 на территории восточной части Западной Нигерии была образована четвертая область, Среднезападная. На состоявшихся в 1964 выборах в этом регионе победу одержала НСНК.

В начале 1960-х годов политические альянсы, созданные в период борьбы за независимость распадались на фоне нарастающей нестабильности. Впервые это произошло в 1962 в Западной области, когда после раскола Группы действия одна из ее фракций во главе с С.Акинтолой создала Нигерийскую национально-демократическую партию (ННДП), которая, вступив в союз с НСНК, в январе 1963 пришла к власти в регионе. К 1964 в этой коалиции наметился раскол относительно оценки результатов переписи населения 1963, которые демографы и руководство НСНК сочли фальсифицированными. Они считали, что численность населения Севера была умышленно завышена на 10 млн. человек, что гарантировало представителям этого региона большинство в парламенте страны. Несколько позже произошел окончательный раскол, и накануне декабрьских выборов 1964 возникла новая расстановка сил: СНК образовал коалицию с недавно созданной ННДП в противовес союзу между НСНК и Группой действия. Победу на выборах, сопровождавшихся многочисленными нарушениями, одержал блок СНК — ННДП, что привело к конституционному кризису и обострению борьбы за власть. В январе 1965 было сформировано новое федеральное правительство, в состав которого вошли представители СНК, ННДП и НСНК, а пост премьер-министра сохранил Балева. Новый политический кризис разразился в октябре 1965, когда в результате мошеннических выборов в Западной области к власти вернулась ННДП, что спровоцировало волну беспорядков в этой части страны.

В январе 1966 группа армейских офицеров, состоявшая преимущественно из ибо, совершила военный переворот. Федеральное правительство передало бразды правления командующему нигерийской армии генерал-майору Дж.Агийи-Иронси, также ибо. В мае военное правительство обнародовало декреты о запрещении политических партий и превращении Нигерии в унитарное государство. Четыре существовавшие области были разделены на провинции. Эти меры подтверждали опасения северян относительно угрозы гегемонии ибо, и на Севере прокатилась волна погромов ибо. В конце июля армейские части, состоявшие главным образом из солдат-северян, совершили новый военный переворот, в ходе которого были убиты Агийи-Иронси и ряд других офицеров. 1 августа главой государства и правительства стал подполковник (позднее генерал) Якубу Говон. В сентябре правительство обнародовало декрет о возвращении страны к федеральной системе, и в Лагосе по предложению Говона состоялась конституционная конференция с целью выработки приемлемой для всех формулы сохранения единства. Но на Севере возобновились преследования ибо, были убиты тысячи человек, что привело к массовому бегству ибо на Восток. В этой ситуации представители Восточной Нигерии покинули конференцию. В Абури на территории Ганы состоялась встреча Говона с главой регионального правительства Восточной Нигерии подполковником Одумегву Оджукву. Говон согласился осуществить радикальную децентрализацию федеральной системы, но соответствующее соглашение так и не вступило в силу. 27 мая 1967 по поручению регионального правительства Оджукву заявил о создании в Восточной Нигерии независимой Республики Биафра, после чего Говон ввел в стране чрезвычайное положение и разделил территорию Нигерии на 12 штатов, три из которых были на Востоке. Спустя три дня Биафра вышла из состава Нигерии. В июле при поддержке артиллерии и авиации федеральные войска предприняли наступление против Биафры. Федеральные войска быстро установили контроль над районами, населенными не ибо, но сами ибо оказали отчаянное сопротивление, несмотря на массовый голод из-за блокады портов. 15 января 1970 Биафра капитулировала.

Покончив с междоусобной войной, Говон приступил к урегулированию межэтнических противоречий и восстановлению причиненных войной разрушений. Однако Говон не сумел выполнить свои обещания — вернуть к 1976 страну к гражданскому правлению и покончить с коррупцией. В июле 1975 в результате бескровного военного переворота он был отстранен от власти. Новым президентом Нигерии и командующим ее армии стал бригадный генерал Муртала Мухаммед.

Правительство Мухаммеда находилось у власти ок. 200 дней, но успело многое сделать. Были аннулированы спорные результаты переписи населения 1973, проведена широкая кампания по очищению государственного аппарата и армии от коррупционеров, увеличено число штатов и принято решение о создании новой федеральной столичной территории. В феврале 1976 Мухаммед был убит во время неудавшегося военного переворота. Заменивший Мухаммеда на посту главы государства генерал-лейтенант Олусегун Обасанджо подтвердил преемственность политического курса и намерение своего правительства обеспечить переход к гражданскому правлению в установленные сроки. В 1979 вступила в силу новая конституция, предусматривавшая прямые выборы президента, главы исполнительной власти. На состоявшихся в августе выборах победу одержал северянин-мусульманин Шеху Шагари.

Попытки Шагари увеличить производство продовольствия путем увеличения капиталовложений в сельское хозяйство принесли определенный успех. Но другие планы экономического развития реализовать не удалось, поскольку вследствие мирового спада производства в 1981 стали уменьшаться государственные доходы от продажи нефти. От части проектов пришлось полностью отказаться, некоторые были заморожены или реализованы в меньшем масштабе, например строительство новой федеральной столицы в Абудже. С целью создания рабочих мест для нигерийцев в начале 1983 из страны были выдворены два миллиона западноафриканцев (половина из них выходцы из Ганы).

Годы правления военного режима. В середине 1983 были проведены выборы, сопровождавшиеся многочисленными нарушениями, и президентом вновь стал Шагари. В ночь на 31 декабря 1983 в Нигерии произошел переворот — четвертый в истории страны. Было приостановлено действие некоторых статей конституции, распущены политические партии. Главой федерального военного правительства стал генерал-майор Мухаммед Бухари. Бухари был свергнут в результате очередного военного переворота в августе 1985, и государство возглавил генерал-майор Ибрагим Бабангида. Апеллируя к национальным чувствам нигерийцев, правительство Бабангиды отказалось продолжить переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) о предоставлении Нигерии займа в размере 2,5 млрд. долл.

За восемь лет правления Бабангида добился определенных успехов в укреплении центральной власти, создал девять новых штатов и жестко обращался с политическими противниками. Продолжавшееся падение мировых цен на нефть способствовало дестабилизации обстановки в стране. Участники попыток военных переворотов в 1985 × 1990 были казнены, а пятилетний график возвращения к гражданскому правлению, "Третьей Республике", неоднократно продлевался. Некоторые мусульманские группировки ратовали за создание в стране исламского государства, что не встречало резкого отпора со стороны военного правительства, большинство которого составляли северяне. В октябре 1989 декретом правительства были созданы две политические партии (военные считали, что двух партий для страны вполне достаточно), что должно было как-то снизить накал противоречий между тремя основными этническими регионами. На всех выборах в период 1990-1992 Социал-демократическая партия (СДП) одерживала победы над чуть более консервативной партией Национально-республиканский конвент.

Затянувшийся переходный период к гражданскому правлению закончился проведением 12 июня 1993 президентских выборов. Явка избирателей была невысокой, но голосование прошло спокойно. Окончательные официальные результаты выборов так и не были опубликованы, но считается, что победу одержал Мошуд Абиола, богатый предприниматель-йоруба. Его победа примечательна в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, впервые с конца 1970-х годов руководителем страны стал не выходец с Севера, и впервые в истории Нигерии правительство возглавило гражданское лицо из южных штатов. Тем не менее Абиола пользовался сильной поддержкой населения всех регионов Нигерии, включая Север — родины его соперника Башира Тофы.

Однако, несмотря на историческую значимость этих выборов, дальнейшие события приняли неожиданный оборот: 23 июня военное руководство Нигерии объявило об аннулировании их результатов. На протяжении всего лета страна, в первую очередь ее юго-западная часть, родина Абиолы, была парализована многочисленными забастовками и стачками. Политический кризис в конечном счете вынудил Бабангиду 26 августа 1993 передать власть Временному национальному правительству. Глава правительства Эрнст Шонекан не смог противостоять политическому кризису и в результате военного переворота, осуществленного 17 ноября 1993 министром обороны Сани Абачей, был отстранен от власти.

Правление Абачи (1993-1998) оказалось самым мрачным периодом в истории независимой Нигерии. Первоначально Абача пользовался значительной поддержкой многих видных политических деятелей, что объяснялось частично отсутствием у него четкой политической программы. Однако в течение года гражданские министры в правительстве Абачи постепенно были отстранены от решения важных дел, и стало ясно, что в стране воцарился режим жесткой личной диктатуры. Наиболее ярким проявлением политической эволюции нового главы Нигерии стало тюремное заключение М.Абиолы. Абиола активно выступал за признание результатов президентских выборов, а 12 июня 1994, в первую годовщину выборов, провозгласил себя законным президентом Нигерии и был арестован. В знак поддержки Абиолы летом 1994 рабочие газовой и нефтяной промышленности начали забастовку, которая на девять недель парализовала всю страну, но было подавлено силовыми методами.

Годы правления Сани Абачи ознаменовались многочисленными нарушениями прав человека в Нигерии. Постоянные репрессии против оппозиции, в том числе аресты и пытки, и несколько громких инцидентов привели к международной изоляции страны. В марте 1995 по спорному обвинению в подготовке государственного переворота был арестован бывший глава государства Олусегун Обасанджо. 10 ноября 1995, после показательного судебного разбирательства в военном трибунале, был казнен Кен-Саро Вива, писатель и борец за права огони, этнической группы народа ибибио. В июне 1996 в Лагосе была застрелена жена Абиолы Кудират, и хотя это преступление не было раскрыто, многие в Нигерии считают, что оно было организовано военными. В те времена многие известные нигерийцы, в частности писатель Воле Шойинка, были высланы из страны.

Из-за коррупции и ошибок правительства нигерийская экономика не смогла выйти из застоя. Абаче удавалось удерживать макроэкономическую стабильность — контролировать инфляцию и курс национальной валюты — однако реального экономического роста не наблюдалось, поскольку выделенные на развитие экономики средства разворовывались военными. Исконные масштабы коррупции при режиме Абачи стали известны после того как правительство Абдусалама Абубакара приняло ряд жестких мер для возвращения в государственную казну хотя бы части украденных денег.

Период правления Абачи был отмечен серией внешнеполитических неудач. Из-за многочисленных нарушений прав человека США ввели против Нигерии экономические санкции, ее членство в Содружестве наций было приостановлено. Особенно неприятной для нигерийских властей стала критика злоупотреблений военного режима, с которой на встрече глав государств-членов Содружества выступил президент ЮАР Нельсон Мандела. И без того натянутые нигерийско-американские отношения еще больше ухудшились, когда в сентябре 1997 военные разогнали участников приема в честь отбывавшего на родину посла США в Нигерии Уолтера Каррингтона, что само по себе явилось вопиющим нарушением дипломатического протокола. В Западной Африке Нигерии удалось добиться определенных успехов и укрепить свои позиции в качестве регионального лидера. Межафриканские вооруженные силы, костяк которых составляют нигерийцы (ЭКОМОГ), внесли немалый вклад в стабилизацию обстановки для проведения в 1997 выборов в Либерии. Еще более успешным было нигерийское военное вмешательство в Сьерра-Леоне. В июне 1997 Нигерия предприняла военную акцию против военной хунты Сьерра-Леоне, захватившей власть 25 мая 1997. В феврале 1998 с помощью нигерийских войск удалось восстановить прежнее законно избранное гражданское правительство.

Официально главной политической целью режима Абачи, как и его предшественника Ибрагима Бабангиды, было обеспечение постепенного перехода к демократии. В переходный период предполагалось провести конференцию по новой конституции, выборы в местные органы власти, регистрацию политических партий. Однако по мере приближения 1 октября 1998, даты передачи власти гражданскому правительству, становилось все более очевидным, что вся затея с переходным периодом была лишь прикрытием намерения Абачи укрепить собственную власть. Независимые политические партии были объявлены вне закона, организации, выступавшие в поддержку режима, получили от него денежные субсидии, а потенциальные соперники Абачи в борьбе за пост президента подвергались преследованиям и арестам. Окончательным свидетельством истинных намерений правящего режима стало выдвижение в начале 1998 Сани Абачи в качестве кандидата на президентский пост всеми пятью официальными политическими партиями. Это вызвало шквал критики со стороны ряда общественных организаций, в частности созданной Алексом Эквуеме группы зи, куда вошли видные политики, а также преподаватели университетов и бывшие руководители страны, включая Мухаммеда Бухари, Ибрагима Бабангиду и Эрнста Шонекана.

Преемник Абачи генерал Абдусалам Абубакар отмежевался от злоупотреблений прежнего режима. Политические заключенные были выпущены на свободу, и новые власти приступили к пересмотру программы по переходу к демократическому правлению. Однако остались нерешенными две главные проблемы: аннулированные результаты выборов 12 июня и тюремное заключение Мошуда Абиолы. 7 июля, за несколько дней до предполагаемого освобождения, Абиола умер от сердечного приступа. Хотя проведенная международными специалистами аутопсия не выявила признаков насильственной смерти, многие объясняли кончину Абиолы плохими условиями, в которых он содержался в заключении на протяжении четырех лет.

Политическая напряженность, возникшая после смерти Абиолы, спала после 20 июля, когда генерал Абубакар обнародовал новую программу перехода к гражданскому правлению, согласно которой власть в Нигерии должна была перейти к избранному 29 мая 1999 гражданскому правительству. По мере либерализации внутриполитической ситуации видные нигерийские диссиденты стали возвращаться из эмиграции на родину. В частности, в октябре в Нигерию приезжал Воле Шойинка.

Правительства США и Великобритания положительно оценили новую программу перехода к демократии и начали обсуждать возможность отмены санкций. Абубакар был приглашен выступить в ООН, а также посетил с визитом ЮАР.

28 февраля 1999 в Нигерии состоялись президентские выборы. Победу на них одержал кандидат от Народной демократической партии, бывший глава государства отставной генерал Олусегун Обосанджо, собравший свыше 60% голосов.

Период независимого развития. В 1996 правительство сняло ограничения на деятельность в стране иностранных инвесторов. Прежде всего, были разрешены создание компаний со 100%-м иностранным капиталом, а также вывоз ими финансовых средств за пределы страны. Политика нового президента была направлена на борьбу с коррупцией, привлечение иностранных инвестиций и укрепление внешнеполитических позиций страны. В 1999 по запросу правительства Нигерии в швейцарских банках было блокировано состояние бывшего диктатора Сани Абачи и его клана. (По заявлению властей, клан бывшего диктатора, умершего в 1998, присвоил 2,2 млрд. долл. США). В 1999 создана комиссия по борьбе с экономическими и финансовыми преступлениями (КБЭФП). В 1990-х по инициативе О.Обасанджо был создан Форум африканских лидеров (нигерийский политологический научно-исследовательский центр), основной задачей которого ставилось изучение национальных особенностей политического лидерства в африканских странах. В 2000 Обасанджо присоединился к разработке "Программы Тысячелетия по партнерству ради африканского восстановления" (The Millennium Partnership for the African Recovery Programme — MAP), выдвинутой президентом ЮАР Т.Мбеки и президентом Алжира А.Бутефликой. В октябре 2001 в г.Абуджа на первом заседании Комитета по осуществлению программы (к тому времени в нее был интегрирован  т. н. "План Омега" (Omega Plan) президента Сенегала А.Вада) в документ были внесены поправки, и он был утвержден под названием "Новое партнерство для развития Африки" (НЕПАД).

Парламентские выборы 12 апреля 2003 выиграла партия Обасанджо — "Народно-демократическая партия" (НДП), получившая 213 мест в Палате представителей и 73 места в Сенате. "Всенигерийская народная партия" (ВНП) завоевала соответственно 95 × 28 парламентских мандатов. На президентских выборах, состоявшихся 19 апреля 2003, победил Обасанджо (61,94% голосов избирателей), его главный соперник из нескольких кандидатов — Мухаммад Бухари (представитель ВНП) — получил 32,2% голосов.

Повышение розничных цен на бензин в 2004 привело к массовым забастовкам, из-за которых экономика страны была практически парализована. В том же году правительством принят новый закон о трудовых отношениях, ужесточивший условия проведения забастовок — для проведения забастовки теперь необходимо ее одобрение большинством членов данного профсоюза.

Согласно классификации международной организации "Транспаренси интернэшнл", Нигерия считается одним из самых коррумпированных государств мира. Центральное место своей деятельности в качестве президента страны Обасанджо отводит борьбе с коррупцией в госаппарате. По его мнению, борьба с коррупцией необходима, прежде всего, для уменьшения внешнего долга страны. 2002-2003 после уличения во взяточничестве были отправлены в отставку глава Сената, несколько министров и губернаторов штатов. По заявлениям некоторых нигерийских печатных изданий, покойная супруга президента Стелла (умерла в октябре 2005) и его сын-бизнесмен Гбенга замешаны в разного рода делах, связанных с коррупцией. Поиски возможных злоупотреблений со стороны президента, которые вели в Нигерии 3 приглашенных парламентом высокооплачиваемые бухгалтера-ревизора из Израиля, не обнаружили подтверждения обвинений. В ноябре 2004 Обасанджо обнародовал доходы (первым из государственных руководителей страны) от принадлежащего ему бизнеса. Сельскохозяйственная ферма, расположенная на юге страны, приносит ежемесячно 30 млн. найр (250 тыс. долл. США). В апреле 2005 президент официально призвал всех, кто располагает фактами, обличающими в коррупции его или членов его семьи, обнародовать их.

В марте 2005 создан специальный комитет, деятельность которого должна стимулировать усилия по коррекции создавшегося за рубежом негативного имиджа Нигерии. В состав комитета вошли 16 видных банкиров, промышленников и официальных лиц. Помимо коррупции, серьезный ущерб престижу страны наносит хорошо налаженная нигерийскими преступниками система финансового мошенничества в международном масштабе, суть которого заключается в рассылке по обычной и электронной почте большого количества заманчивых предложений "выгодного сотрудничества" при условии перечисления оплаты за посреднические услуги на счет одного из нигерийских банков. В октябре 2005 в рамках комиссии по борьбе с экономическими и финансовыми преступлениями создано специальное подразделение, которое занимается расследованием подобных преступлений. Осенью 2005, благодаря усилиям этой комиссии, привлеченные к ответственности мошенники впервые вернули пострадавшей (гражданке КНР) похищенные с ее счета средства.

В 2004-2005 в дельте р.Нигер — главном нефтяном районе страны — участились противоправные акции ряда этнических группировок (прежде всего, представители этнических групп огони и иджо), создающие препятствия для деятельности иностранных инвесторов. В сентябре 2005 правительство одобрило проект закона по борьбе с терроризмом.

Правительство проводит реформы в области сельского хозяйства с целью увеличения его доходности. Ситуацию в отрасли усугубила засуха, которой подверглись некоторые штаты в июле 2005. Основными финансовыми донорами Нигерии являются Великобритания, США и Франция. Сумма внешнего долга в 2004 составила 34 млрд. долл. США. В 2005 Парижский клуб стран-кредиторов списал Нигерии 60% всей задолженности. ВВП составляет 132,1 млрд. долл. США, его рост — 5,2%. Уровень инфляции — 15,6%, инвестиций — 23,1% от ВВП, рост безработицы — 2,9% (данные за 2005, оценка). В феврале 2005 Федеральный суд Нигерии принял решение о необходимости возвращения денег клана Абачи. 9 ноября 2005 Швейцария вернула Нигерии очередной транш в 180 млн. долл. США (ранее из общей суммы в 700 млн. долл. США, обнаруженной в банках Швейцарии, были возвращены суммы в 200 × 290 млн. долл. США).

12 октября 2005 в г.Абуджа прошла конференции Африканского союза (АС), посвященная проблеме формирования единого правительства континента. Обасанджо, являвшийся президентом АС (его мандат действовал до января 2006, с 24 января того же года новым главой АС стал президент Конго Сассу Нгессо), руководил работой комитета глав африканских государств, созданный с целью разработки структуры, программы и графика создания единого правительства АС.

В июле 2005 Обасанджо во время встречи с президентом Всемирного банка (ВБ) подтвердил намерение и готовность уйти с поста президента после окончания срока его полномочий в 2007. Тем не менее, сторонники Обасанджо вели активную кампанию за внесение в конституцию поправки, которая позволила бы ему баллотироваться на пост президента в третий раз. В январе 2006 Сенат высказался против внесения подобной поправки. В нач. 2006 возобновились выступления ряда этнических группировок в дельте р.Нигер. В результате действий повстанцев, выступающих за уход иностранных компаний из районов нефтедобычи, она сократилась на 10%.



Нигерия на карте мира



Отели Нигерии


Нигерия в деталях


Нигерия в новостях

После скандала с русскими туристами к Turkish Airlines прилетела новая проблема: сотрудники обвинили авиакомпанию в "жестоком обращении" и объявили забастовку 24.05.24
Там, где много бедных - там много миллиардеров: Египет вошел в лидеры по числу сверхбогатых людей 19.04.24
Для туристов составили карту стран с самым дешёвым пивом 28.03.24
Как полететь в Португалию, а попасть в Нигерию: две туристки рассказали о своей жуткой истории 12.11.23
Для туризма прозвучал тревожный сигнал: в ООН заявили, что часть прибрежных городов исчезнут - приведён список 17.02.23
Турист, побывавших во всех странах мира, раскрыл лучшие и худшие места планеты 11.09.22
Сообщения о похищениях и убийствах в ложные, иностранные туристы должны приехать - Министр по туризму 22.08.22
Названы страны, куда туристам труднее всего попасть. Россия возглавляет список 11.01.20
Названы страны, опасные для ЛГБТ туристов 21.11.19
Роспотребнадзор предупредил туристов о вспышке холеры в 26-ти странах 27.06.18

Нигерийская Найра (NGN) курс на 31.12.09

курс нигерийской найры к американскому доллару
NGN/$
31.12.09
487.8800
 -0.673
конвертер и калькулятор нигерийской найры
NGN = USD
Конвертер валют позволяет пересчитать стоимость одной валюты к другой. Здесь можно менять цифры и типы валют.


Нигерия: посольства и консульства

Дипмиссия РФ в Нигерии

Посольство РФ в Лагосе
Embassy of the Russian Federation in the Federal Republic of Nigeria, 5, Walter Carrington Crescent, Victoria Island, Lagos, Nigeria P.O.Box 2723, Marina, Nigeria
(8-10-234-1) 261-22-67, 261-50-22, 261-33-59
www.nigeria.mid.ru


Представительство РФ в г.Абудже
Plot 715, Zone AG, 8 Panama Crescent, Maitana, Abuja, Nigeria
(8-10-234)9-413-53-74, 9-413-49-51


www.nigeria.mid.ru
Телефон/факс: (8-10-234-1) 261-22-67, 261-50-22, 261-33-59

Посольство Нигерии в России

Москва, М. Никитская ул., 13.
+7(495) 290-37-83/85; 956-28-25



Телефон/факс: +7(495) 290-37-83/85; 956-28-25


 

Нигерия: погода в городах и курортах